Пащенко Дмитрий (d_catulus) wrote,
Пащенко Дмитрий
d_catulus

Category:

Гитара vs гармонь

В предыдущем посте я уже вскользь коснулся этой темы, однако события, произошедшие со времени его опубликования, заставили вновь обратиться к этой теме.

Achtung 1. Под словом "гитаристы" в статье подразумеваются только те гитаристы, которые умеют играть на гитаре исключительно или почти исключительно аккордами (тысячи их!) и практически не умеющих играть перебором. Поэтому заранее приношу свои извинения гитаристам-профессионалам (коих единицы), если чем-то оскорблю.

Achtung 2. Единственным серьёзным недостатком двухрядной хроматической гармони по сравнению с гитарой является то, что на гитаре можно взять все чистые ноты, все полутоны и все аккорды, между тем как на гармони на правой клавиатуре нет кнопок для До# и Ля#, а на левой отсутствуют такие аккорды, как До-минор, Ми-минор, Фа-минор, Соль-минор, Ля-мажор, Ля-септаккорд (самый нужный) и Си-минор, а также все полутоновые аккорды. Кстати, баян этих неудобств лишён :)

Achtung 3. Все аспекты, рассматриваемые в данной статье, относятся исключительно к России и русским, если нет на то особых оговорок. Оно и понятно: не трогаю другие страны и народы, ибо у них гитара может оказаться народным инструментом (испанцы, цыгане).

Итак, хотелось бы понять, с какого это перепугу гитара стала вдруг почти народным ("дворовым") инструментом, а про гармонь как-то вовсе забыли?
Обратимся к истории этих инструментов. Не буду углубляться далеко в прошлое (Википедия в помощь), скажу лишь, что гитара у нас в стране появилась в конце XVIII века. Но в каком качестве она существовала? В качестве дворянского инструмента. Вспомните всех этих лихих гусар, не расстающихся с гитарами (даже в мультфильме "Орлёнок" образ гусара - обязательно с гитарой), пляску Наташи Ростовой после охоты в "Войне и мире" Толстого... Да и цыгане научились играть на гитаре только по той причине, что это нравилось дворянам, а эти в свою очередь часто заказывали цыган на различные праздники. Простые люди гитар не имели - из струнных использовали балалайки и домры.
Вот так на долгое время в сознании русского человека гитара закрепилась как инструмент угнетателей. Вот почему после Революции популярность гитары упала ниже плинтуса (беляки со своими романсами смазывали пятки в направлении Босфор-Дарданеллы, а своих умельцев в народе особо и не было никогда).
Понемногу гитаристы начали поднимать голову уже во время великих строек, но настоящий их расцвет наступил в конце 60-х годов (вот сколько времени потребовалось народу, чтобы забыть угнетательские корни инструмента). Здесь в первую очередь сыграла роль стихийная (т.е. не конкретно направленная, не специально подготовленная) пропаганда: появление многочисленных ВИА, непременным атрибутом которых явились как минимум 3 гитары, расширение бардовского движения (в котором ключевые роли сыграли в первую очередь Окуджава и Высоцкий), да ещё и ливерпульские "Жуки" подпряглись... Однако же всё это были по большей части профессионалы, и играть они умели виртуозно. А вот любители, последовавшие за ними... Впрочем, об этом позже.
Такова краткая история гитары в нашей стране.
А теперь обратимся к истории гармони (её родственники известны с очень древних времён) .
Вы будете смеяться, но гармонь по происхождению - очень даже не русский инструмент. А немецкий. Один из её ближайших родственников - аккордеон - это австрийский народный инструмент. Однако же в России она сразу же приобрела огромнейшую популярность: чего стоит один тот факт, что изобретена она была в 1822 году в Германии, а в 1830 году в Туле уже был открыт гармонный завод! Вот каково было принятие русским народом этого инструмента. Практически сразу появились переложения под гармонь всех народных наигрышей, доселе существовавших только для балалайки. Из-за богатства звучания гармонь практически полностью вытеснила струнные инструменты из народной музыки (одно дело - звенят струны, и совсем другое - поют язычки!). Между тем представители культуры в дореволюционной России приняли гармонь в штыки. Вот что говорит Шаляпин об этом инструменте:

...Ведь вот русские люди поют песню с самого рождения. От колыбели, от пеленок. Поют всегда. По крайней мере, так это было в дни моего отрочества. Народ, который страдал в темных глубинах жизни, пел страдальческие и до отчаяния веселые песни. Что случилось с ним, что он песни эти забыл и запел частушку, эту удручающую, эту невыносимую и бездарную пошлость? Стало ли ему лучше жить на белом свете или же, наоборот, он потерял всякую надежду на лучшее и застрял в промежутке между надеждой и отчаянием на этом проклятом чертовом мосту? Уже не фабрика ли тут виновата, не резиновые ли блестящие калоши, не шерстяной ли шарф, ни с того ни с сего окутывающий шею в яркий летний день, когда так хорошо поют птицы? Не корсет ли, надеваемый поверх платья сельскими модницами? Или это проклятая немецкая гармоника, которую с такой любовью держит под мышкой человек какого-нибудь цеха в день отдыха? Этого объяснить не берусь. Знаю только, что эта частушка — не песня, а сорока, и даже не натуральная, а похабно озорником раскрашенная. А как хорошо пели! Пели в поле, пели на сеновалах, на речках, у ручьев, в лесах и за лучиной. Одержим был песней русский народ, и великая в нем бродила песенная хмель...

Да, Шаляпин - великий певец. Очень у него красивый голос. И только. Об его отношении к народу мы помним из курса литературы ("Господин "народный артист"").
И в Гражданскую войну гармонь проявила себя как поистине народный инструмент...

"Едва умолкли последние слова последнего оратора, — еще, казалось, стояли они в воздухе и все ждали следующих, других слов, — как грянула гармошка. Откуда он, гармонист, когда взгромоздился на эстраду — никто не заметил, но действовал он, бесспорно, по чьей-то невидимо-неслышимой команде. И что же грянул? Камаринского… Да такого разудалого, что ноги затряслись от плясового зуда… Чапаев выскочил молодчиком на самую середину эстрады и пошел, и пошел… Сначала лебедем, с изгибом, вкруговую. Потом впритопку на каблуках, чечеткой… А когда в неистовом порыве загикала, закричала и захлопала сочувственно тысячеголовая толпа, левой рукой подхватил свою чудесную серебряную шашку и отхватывал вприсядку — только шпоры зазвенели да шапка сорвалась набекрень. Уж как счастлив был гармонист — вятский детина с горбатым лоснящимся носом и крошечными, как у слона, глазами на широком лице: подумайте, сам Чапаев отплясывает под его охрипшую, заигранную до смерти гармонь!
Последний прыжок, последняя молодецкая ухватка — и Чапаев отскакивает в сторону, вытаскивает изрядно засаленный дымчатый платок, отирает довольное, веселое, мокрое лицо…
Целый час не пустовать эстраде: плясуны теперь выскакивают даже не в одиночку, а целыми партиями. Охотников нашлось так много, что сущая конкуренция. Заплясавшихся подолгу бесцеремонно гонят: отплясал, дескать, свое — давай место другому!"
(Д. Фурманов. "Чапаев", глава IX "Перед боями")


...и после Гражданской...

"С горы идёт крестьянский комсомол.
И под гармонику, наяривая рьяно,
Поют агитки Бедного Демьяна,
Весёлым криком оглашая дол."
(С. Есенин. "Русь советская")


...и в 30-е годы...

"Лука Семенович был талантливейший дипломат, разговорчивый, услужливый и вездесущий. Он был очень красив и умел холить курчавую ярко-рыжую бороду. У него было три сына: старший, Иван, был неотразим на пространстве радиусом десять километров, потому что играл на трехрядной венской гармонике и носил умопомрачительные зеленые фуражки."
(А. Макаренко. "Педагогическая поэма", часть первая, глава 9 "Есть ещё лыцари на Украине")


...и, конечно же, в период Великой Отечественной войны!

"С берез, неслышен, невесом,
Слетает желтый лист.
Старинный вальс «Осенний сон»
Играет гармонист.
Вздыхают, жалуясь, басы,
И, словно в забытьи,
Сидят и слушают бойцы -
Товарищи мои."
(М. Исаковский. "В прифронтовом лесу")


Ну а к концу 60-х нишу гармони заняла гитара :(

Каковы же причины такой перемены? На одну из них уже было указано - стихийная пропаганда гитары. Это и явилось толчком, повлекшим за собой остальные причины. Первая из них - городской характер инструмента. Гитара первоначально появилась в 60-х именно в городских дворах и лишь потом перекочевала в деревни. Дескать, гляньте, какие мы городские, мы тоже на гитарах играем! Эти люди почему-то очень обижаются, когда их называют деревенскими, "колхозниками" и т.п. городские жители. А горожане между тем не обижаются, когда их называют горожанами. Почему? Сие есть тайна великая, по крайней мере для меня. Всегда гордился тем, что родился на селе, где всегда чистый воздух, речка неподалёку, вся улица друг друга знает, а не в городе, где человек на человеке сидит и человеком погоняет, где не вдохнуть и не выдохнуть, а в реку и палец не суй - будет химический ожог. Но самое главное - в деревне самобытная культура, в каждой местности - своя, в отличие от практически одинаковых в любой точке земного шара городских субкультур. Так и гармошка - в каждой местности для неё сочинены свои наигрыши. А для гитары - везде одни и те же "три аккорда".
Кстати сказать, сельских жителей у нас пока ещё на немного, но всё же больше. И кто после этого кого должен оказывать большее влияние? Городские на сельских или сельские на городских? То-то и оно.
И вторая причина - простота гитары в освоении. Дело в том, что для игры на гармони нужно обладать хотя бы элементарным слухом (чтобы играть по слуху) или мозгами (чтобы играть по нотами и уметь шевелить пальцами на разных руках абсолютно несинхронно). Зачастую и то, и другое отсутствует, а пофорсить хочется. Так и рождаются гитаристы, умеющие исключительно и только брынчать. К слову сказать, для разучивания произведения средней сложности гармонисту требуется неделя, а гитаристу - один вечер. Т.е. простота гитары объективна.
Я уж и не говорю про тексты современных гитарных песен. Это по большей части худо рифмованные, матерные "недостихи". И это при том, что если под гармошку и присутствуют матерные тексты (частушки, например), то авторство их неизвестно ("народ сочинил"). Между тем как у большинства матерных гитарных песен есть вполне себе известные авторы.

Что хочется сказать в завершение? Ну не наш это инструмент - гитара! Ни музыка его, ни форма, ни место в фольклоре - всё не соответствует русскому человеку. А потому любой гитарист (см. Achtung 1) не просто не сохраняет, но уничтожает русскую культуру, заставляет забыть наши корни и принять гнилую культуру Запада.
А оно нам надо?..
Tags: Про versus, Про культуру
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Полёт птиц: кто, куда и почему?

    А я, тем временем, в эту субботу буду читать оффлайн-лекцию (если, конечно, из-за введённого локдауна всё внезапно не отменится) о происхождении…

  • О религии и атеизме

    Некоторое время назад в одной из дискуссий в комментарий Фейсбука в очередной раз зашёл вопрос о природе религиозности или атеизма каждого отдельно…

  • О щелевых контактах вообще и преподавании в частности

    Мне всегда нравилось преподавать. В школе, будучи отличником, я никогда не давал списывать одноклассникам – почему это я должен работать, а им…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 6 comments