Пащенко Дмитрий (d_catulus) wrote,
Пащенко Дмитрий
d_catulus

Categories:

Псевдо-Эпиктет

О врагах

Благо то, что по природе. Иметь две ноги, на которых можно ходить, или два глаза, которыми можно видеть, - в природе человека. А потому как замечаем мы кого-то, кто идёт, прихрамывая, или ощупью пробирается, так восклицаем: "Несчастный! Как же тяжело ему с таким увечьем!", ибо что противно природе, то мы считаем злом.

Разум есть главное в природе человека. Любить, помогать друг другу, быть честным - разумно, а потому - по природе. Отчего же, когда утратит кто ноги или глаза, о тех мы сокрушается, а если утратит кто какое-то из этих душевных качеств, тех мы ненавидим?

Вот безногий пред тобой. Разве оттолкнёшь его, разве убьёшь, разве не поможешь в меру сил? Воистину ты жестокосерден, коли так! Вот пред тобой лжец, мошенник, убийца, тиран. Разве не увечен он, разве не потерял важнейшую часть своего разума, своего духа? Почему ненавидишь его, за что осуждаешь? - "Но он вор, он украл моё золото, пусть его накажут". - Глупый ты человечишка, неужто забыл, что золото - не твоё, а то, что твоё, ни одному вору украсть не под силу? - "Пусть руку ему отсекут за воровство". - Да разве он сам себе свою честность не отсёк в тот самый момент, когда совершил кражу? Будешь ли ты просить наказания для того, кто сам руку в пасть льву сунул и без руки остался? Воистину он уже понёс наказание за свой поступок, нет человека его несчастнее. - "Но он сам виноват, что лишился совести". - Да разве ж спрашиваешь ты безногого перед тем, как кинуть ему милостыню, как он ног лишился? Сражался ли он храбро в народном ополчении или не захотел проводника брать и в горах замёрз, плутая? Даже если и сам виноват, он уж сполна вину свою искупает, страдая от увечья. - "Да разве ж страдает? Смотри, он на моё золото и платье расписное купил, и еды, и вина". - А безногий разве страдает? Смотри: как ни сядет, не затекут у него ноги; какой бы холод ни был, не нужно их кутать; какие бы острые камни на дороге не лежали, не нужна ему обувь. Хочешь, и тебе ноги отсекут? Не хочешь, потому что есть вещи поважнее денег на сандалии. А хочешь, честность твою отсекут? Действительно, нет же страданий, ибо само ощущение страданий от бесчестья отсекается вместе с честностью, как боль в ногах отсекается вместе с ногами. Но разве не трясётся вор в страхе: как бы кто это золото не попытался теперь и у него украсть, как бы прежний владелец сокровищ не нашёл вора и не наказал? Это ли - не страдания? - "Но он может меня искалечить". - Да разве ж он виноват? Вот на улице налетел на тебя слепой и толкнул, да так, что упал ты в грязь и испачкал, и порвал дорогое платье. Разве кинешься ты на него с кулаками, разве будешь его проклинать? Нет, ибо не ведает он, что сотворил. Напротив, возьмёшь ты его за руку и отведёшь к родным, чтобы вновь заботились о нём, чтобы поводыря наняли, и больше он никому невольно зла не причинил. Так и мошенник, и вор, и тиран суть слепцы, творящие злое не по умыслу, а из-за увечья. Не можешь помочь идущему мимо ощупью, так не брани его хотя бы за то, что ногу тебе отдавил. - "Но тиран-то и казнить может". - А больной падучей разве не может убить тех, кто держит его во время припадка? Как больной падучей намного сильнее человека, так и тиран сильнее гражданина. В одиночку в припадке не удержишь, так что же, мимо пройдёшь? Или позовёшь прохожих на помощь, чтобы больного спасти помогли? Не ненависть ведь тобой движет, а сочувствие. А если изучал ты врачебное ремесло, то и в одиночку справишься. Так что же следует делать: ненавидеть или изучать ремесло, которое поможет исцелить увечного или хотя бы страдания его облегчить?

Вот потому и говорю тебе: сколь бы много злого не творил человек, пусть не будет он тебе ненавистен, пусть не будет смерть его желанной для тебя, ведь он - лишь больной, увечный, страдающий. Сжалься над ним, посочувствуй, потому что как бы ни было тебе плохо, ему-то намного хуже. Помни: он слеп, а ты зряч; не оставь же без помощи в беде слепого.

И ещё одна беседа, более ранняя, но как-то забыл сюда выложить, так что пусть сразу одним паком идут:

О тиранах

Вот снова начал ты причитать: "Горе мне! Довелось жить при тирании! Уж у того всё имущество отобрали, а другого и совсем увели! Неровён час и за меня примутся!" Жалкий ты человечишка! Отчего стенаешь, почему руки заламываешь, чего боишься? Не ты ли сам ежедневно укрепляешь власть тирана? Не жертва ты, выходит, а сам виновник в своих бедах.

Разве не служишь ты тирану? Не платишь ему подати? Откуда ж ему ещё денег взять на телохранителей и пиры, кроме как от тебя? Вот, приходишь ты к мытарю и сам безропотно всё отдаёшь - а потом стенаешь. - "Но тиран закуёт меня, если не уплачу подать". - Так не ты ли только что страшился, что заковывают и тех, кто уплачивает?

Так чего боишься ты - потерять всё то золотишко, что скопил? А когда смерть придёт, разве не потеряешь? Что ж толку трястись над ним? Поистине ты - как собака: нальют ей в миску помои, она их хлебает и рычит на всякого, кто только руку к ней протянет - авось отберёт этот злой человек её жалкие помои! Потому-то и сажают её на цепь, чтобы не укусила ненароком. А и то сказать: собака лучше тебя. Её-то на цепь посадил хозяин, а ты свою цепь сам выковал и в руку тирану вложил. "Вот смотри, тиран, - говоришь, - это звено - моё имущество, это - мои родственники, это - моя жизнь". А как ухватит он эту цепь крепко, ты сразу: "Пусти, пусти!" Да кто ж в здравом уме тебя такого отпустит?

Но ты-то сам её порвать можешь! Скажи: "Свобода воли, всё, что внутри меня - моё, а остальное всё - не моё; а что не моё, над тем я не властен; забирай, коли уж тебе так надо - имущество, тело - а моё тебе отнять не под силу". Или променял ты свободу воли на золотишко? И на сколько же денариев? Поистине дёшево ты себя продал! Так должны ли мы жалеть тебя, вытирать тебе слёзы, если ты до того продал сам себя?

Так что же, разве раб ты у тирана? Нет, можешь встать и уехать: в Египет, в Сирию, в Бактрию - власть же тирана не безгранична. Да хоть бы и захватил он всю Ойкумену - неужто у тебя иного выхода не останется? Дверь открыта, коли совсем невмоготу. Если думаешь, что там будет лучше, чем тут - отчего ж ты всё ещё здесь и плачешь? А если здесь лучше, чем где-либо - тем более отчего плачешь?

"Ах, будь я знатного рода, будь я сенатором, будь я в свите тирана..." Глупец! Коли так дорожишь ты своим золотишком и головой, разве сделал бы ты что-то, будучи в его свите? А что, Кассий Лонгин разве хотя бы патрицием был? А Гармодий и Аристогитон разве даже полноправными гражданами были? Однако ж не помешало им это совершить всё то, что они совершили. А ты что же? - "Но Гармодия и Аристогитона казнили". - Так что же ты - без тирана жить хочешь, но сам для этого ничего сделать не хочешь? Пусть другие сделают, пусть других казнят? Да захочет ли кто-то идти на смерть ради такого, как ты, ради твоего имущества? Что прочим до твоего имущества? Оно-то и не твоё на самом деле, и не их тем более.

Вот и выходит, что в страхах твоих, печалях, слезах не тиран повинен, а ты сам. Вот тебе один путь, другой, третий, как их избегнуть, всё ниспослал тебе Зевс, чтобы их преодолеть - но ты и слушать не хочешь, а хочешь только рыдать и себя жалеть. Что толку рыдать, если изменить ничего не можешь? Ешь, пей - кто знает, когда смерть тебя застигнет, от тирановых ли телохранителей или ещё от чего. А если можешь изменить - чего сидишь и рыдаешь? Или вечно жить задумал?

"Слеп я". - "Вот рука моя, держись. Я излечу тебе зрение, а до тех пор я буду глазами твоими". Разве какой слепец в здравом уме оттолкнёт эту руку? Только тот, что думает, будто зрячий. А раз зрячий, почему же рыдаешь так, будто ослеп? А если ослеп, почему отталкиваешь поводыря?
Subscribe

  • Инженерная биология

    Ныне количество научпопа, и биологического научпопа в особенности, превысило все возможные и невозможные пределы. Что нужно делать в таких условиях?…

  • О римской веротерпимости

    Просматривал я тут "Лекции по истории Древней Церкви" некоего г-на Болотова, и наткнулся на прелюбопытнейший факт: "В силу такого…

  • О том, как два биолога об истории спорили

    Тот внезапный случай, когда мне сложно было выбрать даже название для этого поста из многих нецензурных вариантов - потому что…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 8 comments