Пащенко Дмитрий (d_catulus) wrote,
Пащенко Дмитрий
d_catulus

Об орле

Хорошая иллюстрация того, сколь древнюю историю могут иметь самые тупые мемы. Во всяких пабликах по "психологии" и "саморазвитию" можно встретить псевдоглубокомысленную "Притчу об орле", вот один из вариантов (наверняка когда-нибудь у вас в ленте да проскальзывало, орфография и пунктуация сохранены):

В возрасте 40 лет когти орла становятся слишком длинными и гибкими, и он не может схватить добычу. Его клюв становится слишком длинным и изогнутым, и не позволяет ему есть. Перья на крыльях и груди становятся слишком густыми и тяжелыми, и мешают ему летать. Теперь орел стоит перед выбором: либо смерть, либо длительный и болезненный период изменения, длящийся 150 дней…

Он летит в свое гнездо, находящееся на вершине горы и там долго бьется клювом о скалу, пока клюв не разобьется и не слезет… Потом он ждет, пока не отрастет новый клюв, которым он вырывает свои когти… Когда отрастают новые когти, орел выдергивает ими свое тяжелое оперение… И тогда, после 5 месяцев боли и мучений, с новыми клювом, когтями и оперением орел снова возрождается и может жить еще 30 лет…

Очень часто для того,чтобы жить, мы должны измениться, иногда этот процесс сопровождают боль, страх, сомнения… Мы избавляемся от груза прошлого и только это позволяет жить дальше – нашим настоящим и будущим.


Ну решил какой-нибудь кухонный философ пографоманствовать, и что теперь (разумеется, ничего подобного орёл в реальности не проделывает)? В том-то и дело, что данный сюжет не вчера придумали. Он в том или ином виде встречается в различных списках "Физиолога" - книги, написанной ещё примерно во II - III веке нашей эры в Александрии. Это такая энциклопедия типа "Хочу всё знать" - набор коротких статей об окружающем мире. Только, в отличие от современных детских энциклопедий, каждая здешняя статья завершается моралью: "Так и ты, человек...".

Вот как выглядит статья об орле в известном древнерусском списке XVI века - "Физиологе" из собрания Царского:

О орлѣ. Орелъ живет лѣт сто. И ростеть конець носа его. И ослепнете очи его. Да не видит и не может ловити. Да возлетит на высоту, свержет себе на камень и уломиться конецъ носа его и куплеться во златѣ езерѣ. И сядет прямо солнцю. Да егда ся согрѣет, спадут чешюи с него и пакы птенець будет.

Тако и ты, человѣче, егда много согрѣшиши, взыди на высоту, сиречь в вѣру и плачися предложение грѣха и измыйся слезами своими. Согрѣйся въ церкви и сверзи с себѣ грѣхи.


Очень похоже, не правда ли? Только в отличие от современной "саморазвивающей" притчи тут хотя бы бэкграунд более проработанный.

Меня весьма привлекает подобная подача материала, есть в ней что-то... биологизаторское. Так и подмывает написать нечто вроде:

О желтобрюхой полёвке. Полёвка та живёт в постоянных парах, и муж от жены не отлучается, и на жён чужих не смотрит, а лишь детей своих смиренно воспитывает. А всё потому, что вырабатывается окситоцин в мозге его, когда видит он жену свою и детей.

Так и ты, человек: когда много у тебя окситоцина, то счастлив ты в браке, а когда мало - так налево бежишь.


Ну вы понимаете, древние книги врать не будут. Объяснять человеческое поведение через поведение животных начали ещё в Средневековье (вроде как исходный александрийский вариант был без этого христианского морализаторства).

К сожалению, я не нашёл качественных оригиналов упомянутого списка "Физиолога", поэтому вот вамальтернативные варианты статьи об орле (картинки кликабельны).



Это страница из древнерусского "Физиолога" XV века. Текст следующий (начало на предыдущей странице):

О орле.
Давид глаголет: «Обновится, яко орля, уность твоя». Фисилог рече о орле, яко аще состареется, отяжчаета ему очи и ослепнет. Что убо сотворит? Взыщет источника воды чистыи возлетит на воздух солнечный, и изожжет криле свои и тьму очию своею, и снидет на землю, и погрузится в воде трижды. И ты убо, жительне, аще ветхаго человека имаши одежю и очи разума твоего аще ослепле еста, взыщи разумнаго источника - Божияго словесе. «Мене оставиша, источника воды живыя». Но возлетай на высоту Солнца праведнаго Иисус Христа и совлеци ветхаго человека содетельнаго, и погрузися трикраты в приснотекущей воде во имя Отца и Сына и Святого Духа, и совлечеши ветхую одежду дияволю и облечешися в новую богозданную, и скончается в тебе пророчество Давидово, яко «обновится яко орля уность твоя»
.

Как видите, история похожа, только здесь нет упоминания о ломке клюва - в отличие от "Физиолога" XVI века и современной притчи.




А это знаменитый "Бёрнский Физиолог" аж из самого IX века, написанный на латыни. В целом изложение похоже на историю с предыдущей картинки: орёл стареет, глаза мутнеют, он поднимается к солнцу, выжигает себе глаза, сжигает перья, трижды окунается в воду и опять как новенький. Морализаторство, разумеется, прилагается.
Subscribe

  • О свободной воле

    Христианскую концепцию свободной воли принято традиционно критиковать в атеистической среде. Лео Таксиль, Марк Твен, Ричард Докинз - разве только…

  • О времени

    Вернувшись из поездки на Таймыр и хорошенько обдумав некоторые вещи, сидя в тамошних тундрах, я решил продолжить тему предыдущего поста, но в…

  • Вам не страшно?

    Высшее образование - это способность подвести теоретическую базу под любой бред, что взбрёл вам в голову. Ф.Я. Дзержинский Давайте поговорим…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 16 comments

  • О свободной воле

    Христианскую концепцию свободной воли принято традиционно критиковать в атеистической среде. Лео Таксиль, Марк Твен, Ричард Докинз - разве только…

  • О времени

    Вернувшись из поездки на Таймыр и хорошенько обдумав некоторые вещи, сидя в тамошних тундрах, я решил продолжить тему предыдущего поста, но в…

  • Вам не страшно?

    Высшее образование - это способность подвести теоретическую базу под любой бред, что взбрёл вам в голову. Ф.Я. Дзержинский Давайте поговорим…