Пащенко Дмитрий (d_catulus) wrote,
Пащенко Дмитрий
d_catulus

Categories:

О половом воспитании биологов

Внимание, контент 18+!

Я вам уже, наверное, надоел своим нытьём о деградации каких-то там отраслей научного знания. Что же, держите нытьё об области знания, где никакой деградации не наблюдается - потому что там с самого начала деградировать было некуда. Поговорим о половом воспитании.

Когда заговаривают о такой вещи, то обычно общество разделяется на два непримиримых лагеря. Поборники традиционных ценностей вопят о том, что не нужно ничего детям рассказывать об этой сфере - как придёт время, сами научатся, а до того - разврат. Излишне упоминать, сколько случилось заражений венерическими заболеваниями, нежелательных беременностей и психотравм из-за такого подхода - Сеть полнится подобными историями, мы их обсуждать не будем. Люди же, выступающие за половое воспитание в школах, вспоминают, что им либо совсем не рассказывали об этом на уроках анатомии (учитель просил самостоятельно прочесть соответствующий параграф дома), либо в лучшем случае уделяли внимание "клеточному" уровню - всякие там яйцеклетки-сперматозоиды, а про остальное всё равно не упоминали. Всё это, конечно, удручает, но вы, наверное, думаете, что так дело обстоит только в средних школах? Уж, скажем, у биологов всё это преподают гораздо лучше - не в контексте "полового воспитания", конечно, но с точки зрения биологической науки как таковой? Как бы не так. Расскажу вам свою историю.

В 8 классу я уже был достаточно подкован в биологии, чтобы получить индульгенцию на посещение этого предмета, так что не могу сказать, как объясняли это нам - но, судя по всему, никак, как и всем остальным. Однако, обучаясь впоследствии на Учебно-производственном комбинате, я обнаружил в кабинете, посвящённом сельхозмашинам, книгу. Она пролежала в столе явно не один месяц (а то и год) и, судя по её истрёпанному состоянию, уже точно никому не была нужна, поэтому я с чистой совестью забрал её домой. Она называлась "Искусственное осеменение сельскохозяйственных животных" - обычный учебник для зоотехников. Книга оказалась весьма увлекательной и содержала сведения, которые мне тогда (а, забегая вперёд, скажу, что и сейчас) не удавалось почерпнуть из других источников. Про детальную анатомию половых органов коней, коров и коз я не говорю - в книгах по человеческой анатомии этого добра хватало. А вот физиологическое описание полового акта - тема куда более интересная. Например, я с удивлением узнал, что, хотя у большинства млекопитающих (в том числе и у людей) пещеристые тела полового члена во время эрекции наполняются артериальной кровью, у жеребцов они наполняются венозной, что влечёт за собой крайне медленную эрекцию (а также наводит на любопытные сравнительноанатомические размышления). А также там были схемы и описания рецепторов и гормонов, запускающих различные процессы во время полового акта, например, такая:

Конечно, эти описания были не слишком подробны - но помилуйте, это учебник для техникумов! Зоотехникам всё это нужно лишь для общего развития, а смотри-ка - авторы не пожалели, написали.

Когда на втором курсе биофака у нас началась анатомия человека, я порадовался: о, наконец-то живьём посмотрю на все эти потроха, которые раньше только на картинках видел, любопытно же! Однако большую часть курса мы занимались скелетом, а всякими матками и яичниками перед нами помахали лишь раз, и то издали. Ну да ладно, - подумал я. - Наверное, антропологов этому подробней ещё научат, ну а мы же не антропологи, что поделать...

На третьем курсе у нас был огромный годовой курс физиологии человека и животных. На меня он произвёл весьма гнетущее впечатление. Во-первых, вместо нормальной физиологии мы разбирали в основном всякие клеточные рецепторы. Вернее, оказалось, что сейчас это и является мейнстримом в физиологии, но у меня создалось впечатление, что за всеми этими рецепторными "деревьями" исследователи не видят "организменного" леса. Параллельный кафедральный курс экологической физиологии, намного более толковый, на мой взгляд, лишь утвердил меня в этой точке зрения. Во-вторых, "животные" в названии курса были лишь для красного словца - ну да, у нас были опыты на крысах и лягушках, но по сути всё это были лишь модели для понимания физиологии человека, ни о какой сравнительной физиологии речи не шло. Тем не менее, как раз из-за крайнего "антропоцентризма" курса я надеялся, что когда мы дойдём до физиологии репродуктивной системы, уж там-то я дополню все свои знания, почёрпнутые ещё в стенах Учебно-производственного комбината! Увы, такой темы в учебном плане заявлено не было, на лекциях мы этого не коснулись. Дыхание, пищеварение, кровообращение - сколько угодно, размножение - у человека разве есть такая физиологическая функция? (Если вы думаете, что это должны рассматривать в курсе эмбриологии, а не физиологии, то ошибаетесь - эмбриологи обычно рассказывают про гаметогенез и оплодотворение на клеточном уровне, но не на организменном)

В качестве учебников к курсу нам рекомендовалось два. В первом - "Фундаментальная и клиническая физиология" (под редакцией Камкина и Каменского) - вообще не нашлось раздела о физиологии репродукции, во втором - "Физиология человека" (под редакцией Шмидта и Тевса) - есть глава 33 "Репродукция и беременность", но на физиологию полового акта там отводится лишь немногим более страницы (а вся глава занимает всего четыре - для сравнения: пищеварительной системе там посвящено 43 страницы):

На самом деле, уровень подробности примерно такой же, какой был в "Искусственном осеменении сельскохозяйственных животных", только там ещё схемы были, а тут чисто текст (то есть, по факту, всё ещё хуже).

В общем, к чему весь этот мой длинный рассказ. Безусловно, в педагогической среде существует стыдливый негласный запрет на обсуждение тем, связанных с репродукцией человека, со школьниками. Это неприятно, но объяснимо. Но меня в своё время очень удивило (и до сих пор продолжает удивлять), что существует подобный же негласный запрет на преподавание физиологии половой системы человека на биологических специальностях, хотя казалось бы - все лишние люди, которые бы тупо ржали над объяснением таких деликатных тем, давно отсеялись, остались только люди с непосредственным профессиональным интересом. Причём исследования же наверняка существуют - но включать их в учебники для студентов и даже просто в лекционные курсы почему-то не спешат. И пока такая стыдливость наблюдается даже в профессиональном сообществе - то о каком внедрении полового воспитания в школы можно говорить?
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 26 comments