Пащенко Дмитрий (d_catulus) wrote,
Пащенко Дмитрий
d_catulus

Category:

Научно-популярная проблема вагонетки

Сейчас вокруг существует какое-то дикое количество научно-популярных лекций. И, чего уж греха таить, часто лектора приглашают не потому, что данный учёный специалист в данной теме, а потому, что он уже сделал себе имя (и на него придёт куча народу).
И вот мне подумалось: как решить следующую этическую проблему относительно компетентности лектора, являющуюся очередным вариантом проблемы вагонетки:

Представьте, что вы - учёный, и некая вполне серьёзная площадка (в смысле - не откровенные фрики, а кто-нибудь типа Архэ, Гипериона, Зарядья, Зоопарка и т. п.) просит прочесть научно-популярную лекцию по заданной теме. Беда в том, что вы не совсем специалист в данной теме, а потому обязательно налажаете в лекции (но так как публика - тем более не специалисты, то лажа будет заметна только вам - ну в крайнем случае вашим очень дотошным коллегам, которые потом посмотрят видеозапись лекции). Но если вы откажетесь, то эта организация обратится к другому (заранее известному) лектору, который, как вам известно, ещё менее осведомлён в этой теме, чем вы, а потому налажает ещё сильнее (но помним, что публика этого не заметит). При этом второй лектор гарантированно соглашается в случае вашего отказа.
Соглашаться ли вам на лекцию?


С одной стороны, гнать лажу - это всегда очень плохо. И очевидным решением выглядит отказ от лекции: дескать, я не собираюсь делать заведомое дерьмо.
С другой стороны, выбор стоит не между "быть плохой лекции" и "не быть никакой", а между "быть плохой лекции" или "быть очень плохой лекции". И тогда ваше бездействие оборачивается бо́льшим дерьмом, чем ваше участие - ведь в ваших руках было предотвратить (ну ладно, не предотвратить, но хотя бы сильно уменьшить) поток лажи в уши слушателей, но вы не стали этого делать.

Главное отличие от классической проблемы вагонетки тут состоит в том, что речь не идёт о жизнях и здоровье людей. То есть слушатели, конечно, формально будут пострадавшей стороной, но они, скорее всего, сами даже об этом не догадаются. А потому отвечать вам в случае любого решения придётся не перед ними, а только перед собственной совестью.

Как бы вы поступили?
Subscribe

  • О римской веротерпимости

    Просматривал я тут "Лекции по истории Древней Церкви" некоего г-на Болотова, и наткнулся на прелюбопытнейший факт: "В силу такого…

  • О том, как два биолога об истории спорили

    Тот внезапный случай, когда мне сложно было выбрать даже название для этого поста из многих нецензурных вариантов - потому что…

  • О переводах философских трактатов

    Не раз и не два я говорил о том, что знакомиться с творчеством античных философов (и тем более делать на основании этого какие-либо далеко идущие…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 26 comments

  • О римской веротерпимости

    Просматривал я тут "Лекции по истории Древней Церкви" некоего г-на Болотова, и наткнулся на прелюбопытнейший факт: "В силу такого…

  • О том, как два биолога об истории спорили

    Тот внезапный случай, когда мне сложно было выбрать даже название для этого поста из многих нецензурных вариантов - потому что…

  • О переводах философских трактатов

    Не раз и не два я говорил о том, что знакомиться с творчеством античных философов (и тем более делать на основании этого какие-либо далеко идущие…