Пащенко Дмитрий (d_catulus) wrote,
Пащенко Дмитрий
d_catulus

Categories:

О продвинутом школьном образовании

Что-то у меня сегодня вечером какой-то трэш творится, честное слово. Нет, я, конечно, понимаю, что профдеформация к 4 курсу заходит уже слишком далеко, но всё-таки...

Наконец-то посмотрел "Голодные игры: И вспыхнет пламя". Ничего так, спецэффекты на высоте, как обычно в такого рода фильмах, да и сам сюжет не сказать чтобы уж совсем пестрит киноштампами. Один раз посмотреть уж точно интересно. Но сцена с обезьянами (да-да, я зоолог-зануда)! Мандрилы! В экваториальном лесу! Мандрилы! В экваториальном лесу! Да ещё так ловко прыгающие в воду и добивающие людей там. Круче этого разве только крылан в "Волкодаве" - но его, по-моему, никто и ничто переплюнуть не может.

Это присказка покуда, сказка будет впереди.

Предложили нам тут проверить неких продвинутых школьников на знание зоологии позвоночных и прислали учебник, по которому эти самые школьники готовились, дабы мы лишнего не спросили. И тут меня уж совсем в ступор вогнало. Не буду называть организаторов сего действа - пусть это целиком останется на их совести, а сор из избы выносить нехорошо; я просто констатирую факт.
Итак, первое: учебник на английском. Ну ладно, школьники о-о-очень продвинутые, аглицкую мову лучше меня розумеють, это им только в плюс; к тому же, по всей видимости, они куда-то за бугор готовятся. Но, даже при всех таких вещах, я был и остаюсь против любого преподавания на иностранном языке в России, кроме самих занятий по иностранному языку. Ладно бы мы были где-нибудь в Уганде или Зимбабве - ну не сформировался как таковой в этих странах научный язык, приходится местным учёным (если таковые имеются) пользоваться языком бывшей метрополии. Но русский язык вполне сформирован как научный и им вполне можно пользоваться, правда, не все умеют, и подобные системы образования только убивают русский научный язык. А потому я бы лично вырывал язык отправлял на курсы русского языка всякого научного сотрудника, сыпящего в русской речи англоязычными терминами. Типа "ну нету на русском языке подходящего слова". Если вы его не знаете, это ещё не значит, что его нет. И это никакой не шишковизм: слово изначально тоже может быть нерусским, но уже давно проникшим и прижившимся в научном языке, а молодёжь, начитавшись иностранных статей, начинает калькировать их выражения.
Яркий пример, с которым лично я столкнулся в прошлом году - это "salt marshes". Некоторые их называли "соляными пляжами", особо умные - "соляными маршами", не зная, что уже более века в русскоязычной географии для обозначения этого явления используется ёмкое арабское слово "себха". Если кто-то думает, что "соляной пляж" - это типа по-русски, представьте себе пляж в сотне километров от ближайшей водной поверхности. Себха - она и есть себха, любой географ или геолог вас сразу поймёт.
Но я несколько ушёл в сторону. К чему это я говорю? А к тому, что если теперь спросить этих школьников, что такое спинная струна - так фиг ответят же, если по-русски ничего не читали. Потому что в англоязычной литературе нашу надежду и опору никто chorda dorsalis не называет. Notochord, не иначе. Про принципиально более лёгкое усвоение материала на родном языке я уж молчу - ну ладно, как уже сказал, может, аглицкий у них второй родной. Или даже первый.

Второе: и снова, нафига учебник на английском? Это организует некий товарищ с биоинженерии и биоинформатики, я понимаю, привычка такая - нету по всяким биохимиям и иммунологиям нормальных русскоязычных учебников, всё сплошь на английском. Это не очень хорошо, но ничего с этим поделать нельзя - и даже мои однокурсники с первого и третьего отделений, скрипя зубами, читают такие учебники. Пусть уж лучше такие, чем совсем никаких.
Но зоология позвоночных. Зоология позвоночных, чёрт подери! Да у нас один только Большой Практикум на кафедре 130 лет существует (мы - сто тридцать первое поколение)! Нужен учебник для школьников - пожалуйста, вот "Общая зоология" Лёвушкина и Шилова. Хочется чуть побольше - вот вам "Зоология позвоночных" Наумова и Карташёва (там, если систематическую часть выбросить, не так много в итоге выходит). Скажете, старые учебники? Вот вам свежак от Дзержинского, Васильева и Малахова. Только два года назад выпустили. И ведь всё в Сети есть уже.

Ну ладно, ладно. Так уж и быть, пусть учат английский и всё такое. Ну так найдите тогда нормальный учебник, они же есть, вон, даже у меня один такой на полке стоит: "Vertebrates: comparative anatomy, function, evolution" от некоего Kardong'а. Замечательная книга, надо сказать. И вполне современная. У меня третье издание, а в Сети уже чёрт знает какое валяется, я шестое скачал, 2009 года.
Но нет, мы не ищем лёгких путей! Школьники готовятся по какой-то странной "Campbell - Biology  (9th Edition, 2009)", где рассказывается вообще обо всей биологии. Ну а им задали раздел про позвоночных. У меня смешанные чувства. Для младших школьников эта книга мне кажется слишком сложной - много терминов, латыни и всего такого, как в серьёзных справочниках. Для старших школьников - там слишком мало, меньше даже, чем в школьном курсе по каждому разделу. А продвинутые школьники-биологи в старших классах должны знать уже больше школьного курса. Значительно больше. Поэтому лично я так и не понял, для кого эта книга (там в начале должно быть написано, мне найти не удалось - всюду students да students, но понятно, конечно, что это не студенты в нашем понимании). Я бы её не стал давать читать никому по вышеупомянутым причинам.
Но - кто спрашивает моего мнения? Правильно, никто. Ладно, если допустят меня до проверки этих школьников, там посмотрим. Может, всё не так уж и плохо. Но чёрт подери, я всё никак успокоиться не могу - какая же дрянная книга по части ЗП (в другие разделы я не заглядывал, может, там чуть получше)!
Tags: Про ЖЖ (животную жизнь), Про образование
Subscribe

  • Инженерная биология

    Ныне количество научпопа, и биологического научпопа в особенности, превысило все возможные и невозможные пределы. Что нужно делать в таких условиях?…

  • О том, как два биолога об истории спорили

    Тот внезапный случай, когда мне сложно было выбрать даже название для этого поста из многих нецензурных вариантов - потому что…

  • О свободной воле

    Христианскую концепцию свободной воли принято традиционно критиковать в атеистической среде. Лео Таксиль, Марк Твен, Ричард Докинз - разве только…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 9 comments