Пащенко Дмитрий (d_catulus) wrote,
Пащенко Дмитрий
d_catulus

Categories:

О различном восприятии расстояний

Ну что же, вот и последняя, завершающая мои впечатления от поездки в Москву и общения с москвичами статья. Все последующие под этим тэгом - это уже будут впечатления от жизни в Москве, но никак не зарисовки короткого визита.
Вот меня всегда удивляло сетование городских жителей на то, как же далеко от дома находится работа/школа/детский сад/магазин/библиотека/кинотеатр и т.п. (нужное подчеркнуть). Кажется, будто бы всё это действительно находится на расстоянии сотен тысяч километров (благо, страна большая). Между тем как от сельских жителей такое можно услышать крайне редко - там вроде как всё под боком. Однако давайте проведём простейшие географические расчёты.
Москва, как известно, имеет приблизительно форму овала, сплюснутого в широтном направлении. Согласно расчётам программы Google Earth радиус Москвы (расстояние от Кремля до МКАДа) равен 15 км в широтном направлении и 20 км - в долготном.
А теперь сравним эти размеры с расстояниями в сельской местности (для удобства буду брать район, в котором живу сам).
Вообще в сельской местности мало кто пользуется техникой исключительно для передвижения на малые расстояния. Тех, кто всё же пользуется, можно разделить на две категории:
1) те, кто просто очень любит технику и постоянно с ней возится (есть у нас один, который даже в туалет (который во дворе) на мотоцикле ездит; но это уже совсем крайность);
2) те, для кого поездка - лишний повод пофорсить; это либо молодые люди, всюду раскатывающие на мотоциклах (в основном, без документов и прав) и впоследствии всем рассказывающие, "как они от ментов удирали", либо уже достаточно взрослые, которые своими поездками на машинах хотят лишний раз подчеркнуть свой социальный статус - "вот я какой богатый, у меня мафынка есть!".
Вменяемые же люди используют транспортную технику либо для поездок на очень уж дальние расстояние (о мере этой дальности - ниже), либо если целью поездки (хоть и близкой) является перевозка груза (тащить десять мешков картофеля на своём горбу хоть даже и всего пять километров никому особо не улыбается). В остальном же, если целью является доставить только собственное тело (ну может, с небольшим грузом) до места назначения, то используется собственная мышечная сила - ноги или же велосипед. Раньше и на лошадях ездили, но сейчас это можно встретить всё реже и реже.
У каждого дальность "мышечного" похода своя, однако есть некоторые общие пределы. Длина пешего похода обычно варьирует от 4 до 8 км (8 км/ч - самая большая ненапряжная скорость для пешехода; проверено на себе), длина велосипедного пробега может доходить до 30 км.
Сёла расположены обычно неравномерно, агломерациями (раньше они назывались сельсоветами, теперь - "сельскими поселениями"), и расстояние между сёлами в агломерации обычно не превышает тех самых 4-8 км. То есть для молодёжи пешком пойти вечером на танцы в соседнее село - вполне нормально. Чем человек старше, тем он чаще использует велосипед (пенсионеры практически везде на велосипеде ездят, но тем не менее - мышечная же сила).
Ну а теперь о работе и школе. У нас считается вполне нормальным жить в одном селе, а работать/учиться в другом - не везде достаточно рабочих мест или имеется в наличии средняя школа. Например, многие жители Красной Гвардии работают на комбикормовом заводе (село Ливенка; ≈30 км от дома), а то и в соседнем районе, на птицефабрике (город Новый Оскол; ≈40 км от дома). Для них предприятие специально организует автобусные рейсы. И вот каждый будний день среднестатистический красногвардейский пролетарий наматывает по 60, а то и все 80 км, трясясь по пыльной дороге в автобусе. Можно сказать, что он ездит каждый день с одного конца Москвы на другой! И ведь не жалуемся же.
Так ведь мало того: у москвичей ведь есть в наличии "скоростной транспорт" - метрополитен, который в считанные минуты может домчать в любую точку Москвы. Мы же довольствуемся исключительно автобусами.
Ко всему прочему у нас есть одно примечательное село - Весёлое. Примечательно оно не только своим наименованием, но также и своим устройством. С одной стороны, вроде как типичное село - фактически одна большая улица, протянувшаяся с севера на юг почти без единого поворота. Поражает только его размер - длина этой улицы около 15 км! То есть радиус Москвы в узком месте овала. И не знаю, ходят ли маршрутки с одного конца села на другой. Но люди живут, и живут неплохо, не особо сетуя на расстояние.
Есть ещё одна хорошая статья поездок - поездки в областной центр. Расстояние равно 1 гвардейской единице - мере длины, применяемой в астрономии :) 1 гвардейская единица (среднее расстояние от Красной Гвардии до Белгорода - 150 км)=0,000001 астрономической единицы (среднее расстояние от Земли до Солнца - 150 000 000 км). Транспорт - всё те же автобусы (их у нас называют порой "пегасами" - за постоянно болтающиеся и хлопающие сзади боковые крышки, "крылья пегасов"). И отходят они примерно каждый час с шести утра до половины четвёртого дня. А из Белгорода последний уходит в шесть вечера. И опять же - съездить за покупками/в больницу/в гости в Белгород считается вполне нормальным. За покупками, кстати, ездят ещё и в Харьков - расстояние в гвардейских единицах рассчитайте сами. Опять же, обычно всего лишь на день ездят. Вполне хватает и на дорогу туда-обратно, и дела нужные сделать.
Сухой остаток: сельские жители не жалуются на то, что им приходится ежедневно преодолевать расстояния по нескольку десятков километров пешком, на велосипеде или в автобусе летом в жару и пыль (потому что степь), осенью и весной в грязь и слякоть (потому что не везде есть дороги с твёрдым покрытием), зимой в лютый мороз и прохватывающий ветер (потому что опять же степь) - это считается вполне нормальным.
Городские жители жалуются на то, что им приходится преодолевать всё те же несколько десятков километров (а, как показали расчёты, зачастую меньше) в прохладных летом (ладно, это лето не считается ;) ) и тёплых зимой, хорошо вентилируемых туннелях метрополитена (поезда которого, кстати, не чета автобусам - ждать особо не надо на стоянке), где поезд в таких комфортабельных условиях домчит до места намного быстрее, нежели промерзший насквозь зимой и пропылившийся насквозь летом сельский автобус. Очнитесь, товарищи, на что вы жалуетесь? Обленились, чес-слово. По крайней мере на такие расстояния, на которые у вас автобусы/троллейбусы/трамваи ездят, у нас дурным тоном ездить считается. Разве что только уж самым немощным.
Tags: Про versus, Про Москву
Subscribe

  • О свободной воле

    Христианскую концепцию свободной воли принято традиционно критиковать в атеистической среде. Лео Таксиль, Марк Твен, Ричард Докинз - разве только…

  • О времени

    Вернувшись из поездки на Таймыр и хорошенько обдумав некоторые вещи, сидя в тамошних тундрах, я решил продолжить тему предыдущего поста, но в…

  • Вам не страшно?

    Высшее образование - это способность подвести теоретическую базу под любой бред, что взбрёл вам в голову. Ф.Я. Дзержинский Давайте поговорим…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 8 comments